Форум » ПРАЗДНИКИ » Праздники на 2012 год. » Ответить

Праздники на 2012 год.

Лада: Друзья мои! Я вот о чём подумала. У нас на форуме есть календарь славянских праздников , за что благодарность Буслаю! Мы делаем объявления только о праздниках, которые мы проводим на капище. Но ведь не у всех дома есть книги с кратким описанием ВСЕХ календарных праздников. А как дома в семье отметить не столь важный, но всё-таки знАчимый для славян день, к примеру новичку узнать негде. Я хочу предложить в конце каждого месяца вывешивать краткое описание всех значимых дней на будущий месяц, потому что каждый раз, когда по-утрам я заглядываю в календарь и вижу там, к примеру,6 груденя встреча Велеса - Мороза ( Велеса Зимнего ), я думаю о том, что об этом мало кто знает, а это неправильно. Жду вашего мнения на этот счёт.

Ответов - 72, стр: 1 2 3 4 5 All

Дейна: Давно надо было так сделать

Лада: Самая длинная ночь в году.Торжертво Чернобога и Марены.Зачин проводят жрецы Чернобога. Больше об этом дне ничего не нашла.

Лада: Щедрец знаменит своими щедровками и праздничным пиром. Обязательно присутствие на столе свинины, которая означает плодородие. Перед пиром необходимо повеселить народ щедровками. Состав ряженых такой же, как и на Коляде. Колядовщики подходят к дому или к толпе людей и поют: Щедрый вечер! Добрый вечер! Хозяева спрашивают: - Кто идет? - Бог! -Что несёт? -Пирог! Затем колядовщики начинают " коляду томить" ,т.е.выпрашивать у хозяев гостинцы, жалуясь на то, что-де "шли из далека", "у козы ноги болят" и т.д. Хозяева упираются ,отшучиваются. Тогда ряженые приступают к пению щедровок, некоторые содержут в себе шуточные угрозы: Щедрик - ведрик , дайте вареник Грудочку кашки, колечко колбаски. Матушка - сударушка, подай пирожка, Не подашь пирожка, не родишь сынка, А родишь - расчерепицу, Ни шить, ни ткать, помелом махать. Считается большим стыдом не одарить щедровщиков. Таким жадным хозяевам ряженые посылают "проклятьица" вроде: "пустой им мешок, дырявый горшок!" Набрав мешок гостинцев, колядовщики расходятся, чтобы встретить Новый Год в семейном кругу.Вечером девушки гадают на воде, налитой в чашки, поют подблюдные песни, вроде Сын с отцом сеял рожь с овсом. Дива Лело, ладо моё. Кому вынется, скоро сбудется, Не минуется.

волк: Я только за

Лада: Ну раз поддерживаете, друзья мои, значит продолжаю. Коляду пропустила, потому что мы её на капище празднуем, действо все воочию видят. НОВЫЙ ГОД. Это единственный славянский праздник, который отмечается на государственном уровне. Когда-то давным давно Бог зимы , снега и холода Мороз ( собствеенно - Велес в его зимнем обличье ) ходил по селениям, насылая крепкие морозы. Поселяне, желая оградить себя от стужи,ставили на окна подарки: блины, кисель, печенье, кутью ( все блюда поминальные). Старичком - добрячком , раздающим детям подарки, он стал только в середине 19 века. А в украшении ёлки есть глубокий обрядовый смысл: в вечно-зелёных растениях, по-поверьям, живут души предков. Поэтому, украшая ель сладостями, мы приносим дары своим предкам. Такой вот древний обычай! Новый Год, как и Щедрец, семейный праздник. В этот день лучше навестить своих родных. Обрядовое блюдо - свинина, особенно божок - начинённый свиной желудок ( если интересно, могу рецептик дать ).

RAVETS: Наш календарь или как мы говорим Коляды Даръ, был запрещен Петром Первым 307 лет назад. В Лето 7208 он издал указ, об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях, и ввел западно-европейский календарь от Рождества Христова, при этом он перенёс начало календаря, Новолетие, с Дня Осеннего Равноденствия (у Славян-Староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 Генваря, и обозначил начальную дату - 1700 год. Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне. Вот эту дату и выбрал Петр Первый... он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг-друга с Новым Годом. Небольшой комментарий. При дворе Петра Первого, на русском языке почти не разговаривали, потому-что он считался языком простого народа... в основном всё общение шло на немецком и голандском языках. Так вот слово Год (God) на этих языках, означает Бог... т.е. своим указом Петр заставил подданых поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше...

Лада: Здравы будте, RAVETS. Какой у вас странный для славянского форума ник, да и бесполый, к тому же... Что он означает? Согласитесь, неудобно общаться с человеком, не понимая даже, мужчина это или женщина. Ну ладно, будем считать, что познакомились. С историей, которую Вы нам рассказали, я знакома. Этот царь много чего в нашей многострадальной Руси - матушке нареформировал, оно же не своё, не жалко. Прада, с Вашей версией перевода слова бог на немецкий язык я не соглашусь, по-моему - Gott, вот так! В вашем случае это , скорее голландская версия. Мне больше моя история про Новый Год нравится, я её взяла из книги Казакова "Мир славянских Богов" А про Петра вот думаю, неужели его и правда подменили? http://www.youtube.com/watch?v=1tI2GUaJMEQ

RAVETS: ...казаков=велеслав=дёмушкин=богумил=жириновский=мендель=эльцин=бронштейн=бланк...

Лада: Ни одного ответа на поставленные вопросы, а провокация - ну просто немедленно последовала. Друзья мои, вот как только на форуме появился(лась) Ravets, я уверенна была, что этот человек пришёл к нам, не как друг . В очередной раз убеждаюсь, что свою интуицию надо слушать.

Буслай: RAVETS пишет: ...казаков=велеслав=дёмушкин=богумил=жириновский=мендель=эльцин=бронштейн=бланк... Откуда такие выводы? С какого ты Казакова и Велеслава в эту компашку приписал?

Буслай: Лада пишет: Друзья мои! Я вот о чём подумала. У нас на форуме есть календарь славянских праздников , за что благодарность Буслаю! Мы делаем объявления только о праздниках, которые мы проводим на капище. Но ведь не у всех дома есть книги с кратким описанием ВСЕХ календарных праздников. А как дома в семье отметить не столь важный, но всё-таки знАчимый для славян день, к примеру новичку узнать негде. Я хочу предложить в конце каждого месяца вывешивать краткое описание всех значимых дней на будущий месяц, потому что каждый раз, когда по-утрам я заглядываю в календарь и вижу там, к примеру,6 груденя встреча Велеса - Мороза ( Велеса Зимнего ), я думаю о том, что об этом мало кто знает, а это неправильно. Жду вашего мнения на этот счёт. Нам нужно, чтобы жрецы хотя бы на пару месяцев вперёд определяли точный день и время проведения праздников. Тогда и приглашать будем заранее.

Лада: Да нет, Буслай, я имела ввиду те праздники, которые мы не празднуем на капище., чтобы люди могли в кругу семьи соблюсти обычай.

Лада: Буслай пишет: С какого ты Казакова и Велеслава в эту компашку приписал? А Богумил у тебя, что, вопросов не вызвал? Да и вообще, никогда не думала, что это дерьмо на нашем маленьком, таком уютном и доброжелательном форуме, вылезет!!! Этот срач, как эпидемия, по форумам расползается! Заказ ФСБ в действии, засланцев безликих и безполых по форумам раскидать, чтобы расколоть славянское движение изнутри!

Ведана: Собака лает — ветер носит, а караван идёт

Буслай: Лада пишет: Да нет, Буслай, я имела ввиду те праздники, которые мы не празднуем на капище., чтобы люди могли в кругу семьи соблюсти обычай. Ну такое конечно описать нужно как-то. Лада пишет: А Богумил у тебя, что, вопросов не вызвал? Да и вообще, никогда не думала, что это дерьмо на нашем маленьком, таком уютном и доброжелательном форуме, вылезет!!! Этот срач, как эпидемия, по форумам расползается! Заказ ФСБ в действии, засланцев безликих и безполых по форумам раскидать, чтобы расколоть славянское движение изнутри! Просто Богумилов есть несколько известных. В Москве некий Богумил (по паспорту Альберт Джанатович) не имеет даже капли русской крови, но при этом себя славянским волхвом называет. В Питере то же Богумил, прикольный дядька, фигового ничего вроде не сделал но громко сам себя провозгласил - верховным жрецом русского народа. В Пензе то же некий жрец Богумил книжки пишет смешивая словно в миксере славянскую традицию и какую-то йогу.

Лада: Не-е, мне показалось, что наш новичок на ССО СРВ чем-то обижен, так что Альберта Джанатовича, думаю, имел ввиду . Буслай пишет: не имеет даже капли русской крови А я слышала, что у него мама русская . Ну не еврей же, как тут намекают некоторые

RAVETS: http://radosvet.net/13046-zameni-novyy-gad-.html

Ведана: Да... лаконично! Но не одним сайтом глаголем...

Лада: Ты знаешь, Ravets, я бываю на этом сайте, как и на многих других, где-то регистрируюсь (если да, то ВСЕГДА под своим именем и с этой фотографией, которую ты видешь здесь), где-то нет, если есть возможность читать материал без этого. И эту статью я читала, какие-то моменты спорные, в каких-то местах я согласна с автором. Никто не запрещает инглингу зайти на сайт общины , входящей в ССО СРВ, как и мне никто не запретит почитать материал на разных сайтах, но я никогда не позволю себе прийти в гости и нагадить в чужом доме , спрятавшись за ничего не значащий ник! Надо с уважением относиться к СЕБЕ, тогда ты не позволишь себе ничего делать изподтишка, а пока я лично не могу беседовать с тобой, как с равным!

Войдан: Я как то до конца и не понял. В феврале когда и по какому поводу мы на Капище встречаемся? На Велесов день, на Сретение, на Троян или на Масленицу?

Лада: Войдан, что у тебя за каша в голове? Смотри календарь, который в этом же разделе Буслай вывесил.Сретенье - это христианский праздник. Троян или Ярило Мокрый в 3 кресеня ( июня), Масленица или Комоедица-24 березня ( марта). Мы же в следующий раз встречаемся в Великий Велесов День 12 лютня ( февраля).

Войдан: http://www.vprazdnik.ru/prazdniki/slav/ вот тут посмотрел....

Лада: Ну и намешано там, однако. День почитания княгини Ольги ... Да её на кол надо было посадить, за то, что она с Русью натворила.

Лада: Мне кажется что Сретенье Господне, которое напоминает христианам о встрече младенца Иисуса с иудейским праведником Симеоном,состоявшейся на сороковой день после Рождества Христова, это тоже украденный у язычников праздник встречи зимы и весны. Как и многие другие присвоенные языческие праздники, слегка переработанные под личные нужды . А календарь, похоже староверов. У нас идентичные праздники с нашими по датам разнятся.

Лада: Турицы Зимние отмечаются 6 стужня. Посвещены Туру, сыну Велеса и Мокоши, покровителелю игрищ, веселья, гаданья, пляса, буйности и страсти. В этот день гадают на весь будущий год, так как праздник закрывает зимние святки. 12-й день святок соответствует 12-ому месяцу года. Гадания происходят под вечер, с наступлением темноты. Вообще числа 6 и 12 посвещены Велесу, Мокоши число 5. Поэтому гадают ещё и 5 стужня (5/01). Собирают снег для отбеливания холстины (Мокошь - покровительница ткачества и рукоделия). Снег, собранный в этот вечер, брошенный в колодец (Мокошь покровительница святых источников и колодцев), может сохранить воду на весь год.

Лада: 18 стужня отмечается Интра (Змиулан, Индрик- зверь), брат-противник Змея Ящера, Бог источников, колодцев, отец зверей, змей, Бог - тучеводитель. Ночью колдуны заговаривали от него трубы (то же самое потом проделывали от злых ведьм), по которым Змиулан проникал в дом. В "Коло Свароже" (годовом круге) ночь Интры - Змиулана приходится напротив Дня Перуна. За доказательства существования подземных царств Интры принимали останки мамонтов и других вымерших животных. Возможно, что и сам образ Интры - Единорога сложился ещё в те времена, когда наши предки воочию наблюдали живых чудовищ: мамонтов и шерстистых носорогов. Эти времена отстоят от нас не более, чем на 500 поколений (есть предположение, что последние мамонты дожили даже до раннего железного века). Тем паче, что человек жил в их окружении десятки тысячелетий и это не могло не отложиться в родовой памяти.

Лада: 28 стужня . "Кудесами" назывался день, в который необходимо было ставить гостинцы для домового. Если этого не сделать ( то есть не почтить предков), домовой из доброго превращался в лихого. И с этого дня во дворе всё идёт навыворот, беды одолевают семейство. Для смирения домового после ужина оставляют горшок каши, обложив его горячими углями. Будто бы ровно в полночь домовой выходит из - под печи и ужинает. С той поры он весь год смирный.

Лада: 2 лютня (1/02) - ГРОМНИЦА, единственный раз в зимний день, когда можно услышать раскаты Перунова грома в небесах. А происходит это потому, рекут, что встречается где-то далеко на мироколице Яви старуха Зима с юной Весной, и происходит меж Ними битва - бой тьмы и хлада со светом и теплом. И бьются - ратаются светлые Боги, предводительствуемые Перуном, супротив Навьих сил - Морениных сродников, Кощных потворников, и дрожат небеса от ударов громовой палицы Перуновой, и люди внимают Гласам Богов, и жрец, затеплив громовую свечу на Капище Перуновом, речёт слово вещее: РЕКУ НА ГРОМЬЕ В ЗИМЬЕ УКРОМЬЕ: ПЕРУНЕ ЗИМЕ О ЯРЕ СИЛЕ ВО ГРОМЕХ ГРЯДЫЙ НЕБЕСНЫЙ РАДАРЬ ОГНИ ВСПОЛЫМИ А ИНО ОТРИНИ ЗИМУ ПРЕЛОМИ ВЕСНУ ОТВОРИ СТА ДНЕСЕ СРЕЧА ТВОЕГО МЕЧА ВО НОЧИ ГОДА ОБЕРЕГ РОДА! ГОЙ! А внизу, под горой, у Капища Чернобогова, где за четырёхугольной оградой лежит чёрный камень, Кощному Богу посвящённый, творятся обереги Именем Грозного бога - Перуна Навегонителя: ПЕРУНЕ БОЖЕ САМ ТЬМЫ ПРЕМОЖЕ СТАВЬ КОЛО НЫ ВЫСОКИ ТЫНЫ ЧТОБ КОЩНЫ РАТИ НЕ МОГЛИ ЯТИ ВО ЛЮДЯХ ЖИВУ А В РОДУ СИЛУ! ГОЙ! Затем жрец, беря в рукавицы ( не голой рукой ) глиняный горшок с комьями сухой земли, поднимает его над головой и с размаху бьёт о каменну твердь, дабы взяли Навьи Боги своё - кощное, отжившее, но не замаяли живого, и уходит, НЕ ОГЛЯДЫВАЯСЬ, прочь... Ешё ведаю, что о сию пору Лесной Хозяин, любимец Велеса, переворачивается в своей берлоге на другой бок, а люди творят различные очистительные и обережные обряды и просят Зимнюю Мать - Морену быть милостивой к ним.

Войдан: Я думаю даже чуть, раньше надо о праздниках рассказывать... Вот взять к примеру Громницу... ГРОМНИЧНЫЕ СВЕЧИ - (Громовые свечи, «громницы») — свечи, посвящаемые в этот день Богу Громовержцу Перуну и Его Божественной Супруге — Громовице-Палянице (Царю Огню и Царице Маланьице/Молоньице — в эпоху двоеверия). На Украине[2] Громничные свечи традиционно изготавливались женщинами, особенно — девушками. Часто они делались из трёх свечек, сплетённых в «косу» и расходящихся кверху маленьким Трезубцем — символом единства Тремирья (Яви, Нави и Прави). В Белоруссии Громничные свечи, будучи олицетворениями Живого Огня, Перуновой Силы, изготавливались преимущественно мужчинами. Такую свечу отливал из воска сам хозяин дома в последний шесток (субботу, день в седмице, посвящённый Предкам) перед праздником. Считалось, что чем больше будет Громничная свеча, тем благополучнее пройдёт год. Освящённую на Капище свечу приносили домой, зажигали у порога, после чего каждому из домашних, начиная с самого хозяина дома, «падсмальвалi» волосы на голове в форме «крыжа» (Солнечного и Огненного Креста). Затем с зажжённой свечой обходили весь дом посолонь, заглядывая в каждый угол и поваживая там огнём, дабы «выжечь всё лихо из угла в угол» — очистить Перуновой Силой своё жилище от всякой нежити и скверны. В качестве оберегов на дверях и воротах рисовали или выжигали свечой Солнечные Кресты и Коловраты. Одну Громничную свечу обязательно несли в хлев и разламывали на столько частей, сколько голов домашнего скота там было. Верили, что такая свеча убережёт скотину от падежа и болезней. Для этого скотине чуть-чуть подпаливали ею шерсть, а остатки воска закатывали в шкуру. Громничные свечи, перевязав их полосками пакли, хранили в укромном месте или в Красном куту (домашней Божнице) в течение всего года — до следующей Громницы, используя такую свечу в качестве оберега. В народе верили, что летом Громничная свеча будет хранить дом от удара молнии и пожара. Слыша приближающиеся раскаты грома, её зажигали и ставили на окно с той стороны, откуда надвигалась гроза. Громничные свечи на протяжении года зажигали в пору больших праздников, в дни рождения членов семьи, во время болезни, родов, чтобы облегчить последние минуты жизни умирающему человеку, во время похорон и т.д. Также Громничные свечи широко использовались при волошбе: их зажигали и ставили в воротах, чтобы отвести от себя сглаз и порчу; Громничной свечой «замыкали» (т.е. обходили по кругу) корову, чтобы сберечь её от нечистой силы, и т.п. А я об этом только сегодня узнал.... Допустим воск я достану(хотя вряд ли) но сделать свечу точно не успею, а тем более с ней на капище попасть... Досадно.

Войдан: Вот еще... согласно календаря ССО СРВ http://rodnovery.ru/ru.php?id=127 11.02 -20.02. Велесовы Святки (Велесів тиждень (укр.)). Хотя в книге Велесовых радений указаны иные даты: Малые Велесовы, или Волчьи, Святки — Малые Зимние Святки, Велесова седмица — с 4 по 10 лютеня/февраля теперь вопрос: какие даты верны и какие обряды проводятся?

Лада: Прошу прощения, замоталась! Ты приобрёл себе книгу "Велесовы радения" ? Молодец! Очень нужное издание. Но тогда почему же ты ждал моего объявления на форуме? Почему немного разнятся даты? Я думаю, что незначительные разночтения между Велеславом и Казаковым. Да ещё и високосный год... Так,продолжим, "ВЕЛЕСОВ ДЕНЬ" я подробно осветила в разделе "Обьявление".(Если бы умела, переместила бы сюда )

Войдан: Так тут расхождения не в датах а в принципе!!! В книге Велесовых радений, Велесов день завершает святочную неделю, а у Казакова - начинает. Непонятна суть, да и в чем святки то заключаются ни Велеслав ни Казаков не объясняют

Лада: Войдан, сейчас приедет Яромир, попробую у него выяснить о разночтениях по датам. А у Велеслава очень развёрнуто описаны ВЕЛЕСОВЫ СВЯТКИ, но на примере времён двоеверия. Видимо, потому, что нет данных о том, как конкретно отмечались эти дни в более древние времена нашими предками - язычниками.

Лада: Поговорила с Яромиром, говорит, что на разные материалы опирались, и каждый из них на своём стоит.Да ты и сам с этим уже столкнулся, когда на чей-то сайт недавно забрёл, с календарём, помнишь? Поэтому и столько мнений и направлений, и каждый считает себя правым.

Лада: Прошу прлощения, друзья мои, но я пропустила ЗАКЛИЧКИ. Каюсь! 1 березня проводят обряд закличек Весны ( Богини Живы ). Девицы, стоя на высоких местах, пригорках или крышах, глядя на восток, поют : Весна, Весна красная! Приди, Весна, с радостью, С великою милостью: С корнем глубоким, С хлебами обильными. Весна красна! На чём пришла? На чём приехала? На сошечке, на бороночке? Расстилают на поле новый холст, кладут на него круглый пирог и , вновь обращаясь на восток, произносят : "Вот тебе, Матушка Весна!" С этого дня начинают петь весенние обрядовые песни - веснянки, посвящённые Богине девичьей любви Леле, покровительнице влюблённых.

Лада: СОРОКИ. 9 березня во второй раз начинают закликать Весну - Живу, обращаясь к Великой Богине: Благослови, Мати, Ой, Лада Мати, Весну закликати! Зиму провожати! Считается, что в этот день прилетают жаворонки и кулики. В этот день пекут из теста изображения жаворонков, обмазывают их мёдом, золотят им головы и крылья, а затем дарят своим родным и детям.

Лада: НАВИЙ ДЕНЬ - праздник воскрешения мёртвых ( вообще, с наступлением березня, у славян начинаются обрядовые посещения могил с приношением треб). В этот день давно умершим людям приносятся требы в воду, приговаривая: Свети, свети, Солнышко! Дам тебе яичко, Как курочка снесёт в дубраве, Отнеси его до раю, Пусть все души радует. В воду бросают скорлупу освещённого красного яйца. Считается, что скорлупа доплывёт до забытых душ умерших ( тех, которых давно не поминают) к Русальному дню. В ночь перед Навьим Днём навьи ( чужие, заброшенные, закопанные без обряда и вовсе не похороненные мертвецы) встают из могил, отчего на весенние святки люди вновь наряжаются в личины.

Ведана: весна идет, весне дорогу

Лада: КОМОЕДИЦЫ или МАСЛЕНИЦА . 23 березня, когда день становится длиннее ночи, когда пробуждается природа и солнце - дитя Хорс становится юношей Ярилой ( 20 березня), славяне празднуют Комоедицы. Утром люди торопятся на капище, на высокое место, где подсохла земля. Возле капища и на перекрёстке дорог рассыпают зерно. Это делается для того, чтобы навьи, принявшие образ сорок, поедали зерно и не мешали празднику. На столы, накрытые скатертью, ставят печенье, блины и пироги, овсяный кисель, меды, квасы и закуски. Угощение делится на пять частей, и пятую часть помещают на открытое место возле священного Огня, приговаривая: Честные наши родители! Вот для вашей души блинок. Торжественно везут к капище на соломенной "кобыле" куклу Марены (куклу вяжут из соломы и обряжают только женщины). Все стоят вдоль дороги, кланяются в пояс и величают Марену Свароговну: Приезжай ты к нам на широк двор на горах покататься, В блинах поваляться, сердцем потешиться, Масленица - красная краса, русая коса, Тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка Трёх матерей дочка, кветочка, ягодка, перепёлочка. Масленица выезжает на "семидесяти семи санях" в гости к " Честному Сёмику" (Бог Огня Семаргл, его священное число 7), который "бьёт челом на салазочках, в одних портяночках, без лапоток" ( Богу Огня совсем не холодно на салазочках, т.е. на дровах). "Честной Сёмик" зовёт её во "тесовой терем" (домовину или погребальную краду), где она, после того, как " в блинах поваляется"(блин - поминальная треба), сгорает на седьмой день святок. До сих пор сохранившийся обряд сжигания масляничного чучела ( а там, где вскрылись реки, его остатки бросают в воду) есть не что иное, как торжественные похороны Богини Смерти со всеми почестями. Нельзя не почитать Богиню, с которой каждому из участников хоть раз придётся встретиться. Начинают угощать друг друга блинами. Первый блин КОМАМ, его относят в чащу, жертвуя косолапому хозяину леса. После проводят зачин. Возжигают Огонь, славят Богов и Предков, весь славянский род. Посолонь закручивают хоровод, надевши личины и хари, дабы не узнали злые духи. Скоморохи показывают представление, им помогают колоброды. Как на масленой неделе из трубы блины летели! Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои... И сыр, и творог, всё летело под порог! Вы блины, блины, блины, вы блиночки мои... Всем наливают сурью. Первую чашу сурьи жрица Морены несёт к жертвеннику. Жрица Живы выбивает эту чашу, следя за тем, чтобы ни одна капля не попала на жертвенник, ибо тогда вновь похолодает, вернётся Морена. Уходи, Зима холодная! Приходи, Лето жаркое! Со страдной порой, с цветами, с травой. Вот уже первый снежок летит в чучело, вызывая за собой целый залп. "Марена" падает, что означает её смерть."Усопшую" со всеми почестями возлагают на краду, читая погребальные молитвы. Затем торжественно сжигают чучело Морены, подбрасывая в костёр мусор, солому и старые вещи. Заводят противосолонь хоровод и провожают сгорающую Зиму песней: Ты прощай, прощай, наша Масленица! Ты прощай, прощай, да кургузая! Т ы не в середу ушла, и не в пятницу, А ушла в неделю, кончилось веселье, Со блинами, пирогами, да оладьями. Со хмельным да пивом, со курным пирогом. Прыгают через небольшой костёр, сложенный "шалашиком", обращаясь к Семарглу,чтобы он зажёг снега, а после обязательно умываются снегом или талой водой. Затем прославляют Ярилу, скатывают горящие колёса с горы в честь разгорающего солнца: С горы катились, с весной воротились! С этого дня солнце - юноша Ярило начинает яриться, жарить. Начинается обряд "Пробуди". Люди, вооружившись горящими головнями , идут будить медведя: шумят, кричат, бросают в "медведя" снежками и ветками. "Медведь" (ряженый) не просыпается, пока одна из девушек не усядется ему на спину и не попрыгает, убегая, она отрывает кусок шкуры медведя или лапу. "Медведь наконец встаёт и идёт искать свою потерю, опираясь на костыль и распевая песню: Скрипи, нога, скрипи липовая! И вода - то спит, и земля - то спит, И по сёлам спят, по деревням спят. Одна баба не спит, да на шкуре сидит, Мою шёрстку прядёт, моё мясо варит, мою кожу сушит. Поймав свою обдчицу, он пытается задушить её в своих объятиях. Медведя кормят блином. Потом начинаются игрища. Духи Великих Предков, незримо присутствуя на празднике, радуются вместе с нами. Под взорами Неба завершается праздник, стихают песни, гаснет Огонь. Звучат слова Велесовой Книги, будя в душах память предков: И Сварог Небесный промолвит: " Ты ступай - ка, сын мой, до красы той вечной! Там увидишь ты деда и бабу. О! Как будет им радостно, весело вдруг увидеть тебя! До сего дня лили слёзы они, А теперь они могут возрадоваться О твоей вечной жизни до конца веков!" При прощании одаривают друг друга пряниками, говоря:" Прости меня , пожалуй, буде в чём виноват перед тобой." Прощание заканчивается поцелуем и низким поклоном. КОМЫ, блины к празднику, пекут 22 березня.

Лада: Друзья мои, поздравляю всех с праздником! Хочу рассказать всем, кто не был : БЫЛО ЗДОРОВО!!!!!!!!!!! Конечно, было немножко дождливо , но все задачи мы выполнили: и птичек покормили, и зачин провели, и медведя разбудили и блинами накормили, и крепость взяли, и Морену сожгли, и попировали от души. Блинов каких только не было! И угощая друзей своими, все попросили друг у друга прощения И не удасться никому и ничему испортить нам такие вот потрясающие минуты совместного славления Родных Богов, общения друг с другом! Это ведь так важно! СЛАВА ЯРИЛЕ! СЛАВА РОДНЫМ БОГАМ!

Лада: 24 березня (25. 03) открывается Сварга, и на Землю спускается Весна - Богиня Жива. В её честь празднуют не только люди, но и всё живое. В этот день нельзя работать, а только прославлять Весну, торжество жизни над смертью. В третий раз закликают Весну. С наступлением утра угощаются печеньем в виде жаворонков, отпускают живых птиц из клеток на волю, призывая Весну: Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела, Много хлебушка поела! Вы летите и несите Весну красную, лето жаркое! Весна-красна, ты на чём пришла? Ты на сошечке, на бороночке... Весна-красна, что ты нам принесла? Принесла я вам три угодья: Первое угодьюшко - животинушка в полюшке; Другое угодьюшко- с сошечкой в полюшке; Третье угодьице - пчёлки на налёте; Да ещё угодьице - миру на здоровьице! В этот день женщины "выкликают просо", поют известную песню " А мы просо сеяли, сеяли". Обрядовая игра - "Круглые горелки", после чего опять закликают Весну.

Лада: 3 кветня (3.04) день Переплута - хозяина Водяных. Ночью приносят требы и жертвы Водяным. После чего Водяной в ту реку, куда была принесена треба, пригоняет рыб побольше, да пожирнее, кроме того, бывает милостив к рыбакам, не рвёт сети. Такие же требы приносят и Переплуту в моря и озёра.

Лада: КРАСНАЯ ГОРКА. Под таким названием проходит целый ряд весенних праздников, начиная с Лельника и заканчивая Днём Земли.

Лада: 22 кветня отмечают Лельник - праздник, посвещённый Богине девичьей любви Леле. Наш, славянский "женский" день. Девушки в этот день выбирают самую красивую из них, украшают её голову венком из первых цветов и сажают на дерновую скамью. Затем водят вокруг неё хороводы и поют величальные песни.

Лада: 23 кветня (23.04) ЯРИЛО ВЕШНИЙ. В этот день проводится важный обряд - Отмыкание Земли. кроме этого, впервые после зимы выгоняется до зари скот на траву. Ярило ( как и Хорс) ещё и покровитель коней. Рано утром молодёжь обходила все дворы с приговором: Ты спаси скотинушку , Нашу сиротинушку, Всю животинушку, В лесе, да за лесом, В лесу за горами, За широкими долами, Дай ты скотине траву, да воду, А злому медведю пень, да колоду! Перед выгоном скотины хозяева гладили животных по хребту крашеным в красный или жёлто-зелёный цвет яйцом, которым потом одаривали пастуха. После чего скотину выгоняли веткой вербы во двор и кормили "бяшками" - особыми хлебцами. Перед выгоном со двора под ноги скотины ложили поясок, чтобы она перешагнула через него. Это делалось для того, чтобы скотина находила дорогу домой. Пасут скот до тех пор, пока роса спадёт. Пастух дудит в рожок, оповещая народ о начале обряда "обхода", после чего, взяв в руки решето, трижды обходит стадо посолонь (на жизнь), и трижды противосолонь (на смерть). После правильно проведённого обряда вокруг стада выстраивалась невидимая волшебная изгородь, которая защищала "от змея ползучего, от медведя могучего, от волка бегучего". После чего волшебный круг замыкался железным замком. С этого дня начинаются весенние свадьбы. Мужчины и женщины катаются по полям, надеясь с помощью чудодейственной росы статать сильными и здоровыми. С этого дня начинали катать яйца с красной ( красивой, покрытой первыми цветами ) горы. Делали особый желоб из ствола дерева с круглыми "воротами" на конце. По этому желобу начинали катить крашеное расписное яйцо. Чьё дальше укатиться, тот и победитель.Вечер заканчивался всеобщим гулянием.

Лада: РОДОНИЦА 30 кветня (30.04), заканчиваются последние весенние холода. С заходом солнца открывают зачин. В этот день поминают предков, призывая их посетить Землю: "Летите, милые деды..." Ходят на могилы, принося поминальные дары : блины, овсяный кисель, пшеничную кашу, крашеные яйца - писанки. После зачина начинается тризна: воины на горе "боряхуся по мертвецы", показывая своё боевое искусство. С высокой горы катают крашеные яйца, соревнуясь. Побеждает тот, чьё яйцо укатится дальше, не разбившись. К полуночи на той же горе раскладывают дрова для большого костра.

Лада: В ночь с 30 кветня (30.04) на 1 травня (01.05) начинается праздник ЖИВИН ДЕНЬ. Женщины, взяв в руки мётлы, совершают обрядовую пляску вокруг костра, очищая место от нечисти. Прославляют Живу, Богиню жизни, которая оживляет Природу, посылая на Землю Весну. Все прыгают через Огонь,очищаясь от наваждений (сил Нави) после зимы. На той же высокой горе затевают весёлые игрища и хороводы вокруг костра. Играют сказку, повествующую о путешествии в мир Нави и возвращении в Явь. Весь наступивший день 1 травня посвящают отдыху. В этот день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек, купаются, очищаясь холодной, весенней водой.

Лада: 2 травня (02/05) - День всходов. Зачин проводят на той же высокой горе, благодаря Мать-Сыру-Землю и Ярилу Сварожича за первые ростки на полях. За прошедшие несколько дней природа оживает прямо на глазах, поражая буйством красок и запахов. Настоящее торжество жизни и любви. Все три праздника проводят один за другим на высоких "красных" холмах, с которых давно сошёл снег, и расцвели цветы, почему и соедены в один великий праздник Красную Горку.

Лада: 10 травня славяне празднуют ИМЕНИНЫ ЗЕМЛИ. Нельзя производить никаких земляных работ. Нельзя пахать, боронить и втыкать в землю колья, ибо Земля отдыхает. На зачине во вспаханную заранее борозду кладут зерно и льют пиво, приговаривая, встав лицом на восток: " Мать - Сыра - Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела." Повернувшись на запад, продолжают: "Мать - Сыра - Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучия, во смолу горючую!" Обратившись к полудню, произносят: " Мать - Сыра - Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески зыбучие со метелью." И на полночь обращаются: " Мать- -Сыра - Земля! Уйми ты ветры полуночные с тучами, сдержи морозы с метелями!" После каждого обращения льют пиво в борозду, а затем разбивают кувшин, в котором оно было принесено. Как-то в старину был и другой обряд с бороздой и зерном, после которого появляются на свет дети , но теперь, в связи с изменением нравов, обряд ограничен заклятиями на четыре стороны света. После заклятий жрецы, раскапывая пальцами землю и нашёптывая: "Мать - Сыра - Земля, скажи, да всю правду доложи, на ( имярек) покажи", гадают о будущем по приметам, в земле встречающимся. Воины, отложив оружие и положив на голову кусок дёрна, присягают Матери - Сырой - Земле, обязуясь защищать её от ворогов. Зачин заканчивается славлением: ГОЙ, ЗЕМЛЯ ЕСИ СЫРАЯ, ЗЕМЛЯ МАТЕРАЯ, МАТЕРЬ НАМ ЕСИ РОДНАЯ ВСЕХ НАС ПОРОДИЛА, ВСПОИЛА, ВСКОРМИЛА И УГОДЬЕМ НАДЕЛИЛА. РАДИ НАС, СВОИХ ДЕТЕЙ, ЗЕЛИЙ ЕСИ НАРОДИЛА И ЗЛАК ВСЯКИЙ НАПОИЛА ПОЛЬГОЙ БЕСА ОТГОНЯТИ И В БОЛЕЗНЯХ ПОМОГАТИ. ПОВЕЛИ С СЕБЯ УРВАТИ РАЗНЫХ НАДОБЬЕВ, УГОДЬЕВ РАДИ ПОЛЬГИ НАМ ЖИВОТ. После зачина освещённую горсть земли собирают в мешочек и хранят , как обереги. Хмельной пир и игрища завершают праздник.

Лада: В начале червня природа радует глаз буйством красок. 5 червня Ярило открывает небо, и зелёные травы наливаются волшебной силой. Уходит весна, приходит лето. До восхода солнца умываются целебной росой, обходят нивы с хлебом, освещают дома и ворота. В этот день Ярило - Солнце показывает свою силу. На зачине огонь горит необычайно жарко, Семаргл - Огнебог помогает своему небесному брату. После дня Ярилы обычно наступает жара дней на семь. После зачина проводят обряд "Постриги" для юношей, посвещение в воины. Далее устраивают пир в поле. Обрядовая страва - сладости, яичница, пироги. В требу приносят обрядовое пиво. Перед игрищами разыгрывают древнюю сказку или предание. Обязятельны ЛЮБОВНЫЕ игрища и пляски.

Лада: Друзья мои, каюсь, пропустила Русальи , которые начинаются с завтрашнего дня 31.05 и по 6.06 ( c 1 по 7 червеня). В эти дни русалки выходят на сушу и при свете месяца водят хороводы, празднуют свадьбы, пляшут и поют. Там, где они устраивают свои игрища, трава становится зеленее, и цветы расцветают невиданной красотой. В эти дни никто из людей не осмеливается работать (особенно возле рек), чтобы не навлечь на себя гнев русалок. Люди празднуют, ходят в рощи и на реки, заводят хороводы и пляски. Девушки плетут венки и бросают их в воду, чтобы погадать о замужестве, или в лес, чтобы достался богатый жених. В конце Русалий проводят обряд "проводов русалки" - бегают по полям и ловят ряженую "русалку", а затем с песнями и плясками бросают её в воду. Главный день Русалий - четверг.

Лада: Празднуется 24 червня (23.06). Вечером, когда заходящее солнце краешком ещё не касается леса, начинается праздник. Всё действие происходит на поляне у речного берега. Заранее приготавливают костёр-купалец с длинным шестом посередине, на который насаживают купальское колесо с шестью спицами. Отдельно сооружают погребальную краду (для куклы) и малый купалец, через который будут прыгать суженые. Он должен гореть неподалёку от большого купальца, но так, чтобы можно было водить хоровод. На зачин торжественно выносят “Ярилу”, куклу из зелёных веток (её делают женщины). Ставят “его” под увитую венками и лентами берёзку и водят хоровод, прославляя Ярилу. Во время хоровода кукла “нечаянно” падает — умирает. Женщины бросаются к “Яриле”, пытаясь “оживить” “усопшего”. Но всё напрасно. Ярило “умер” и “родился” Дажьбог (Солнце-юноша стал Солнцем-мужем). От приготовленного костра-купальца, в поле отправляется “похоронное” шествие — хоронят “Ярилу”. Дойдя до середины поля, вереница людей пятится назад, притворно плача и горюя над “Ярилой”. Кукла кладётся на погребальную краду под поминальные слова “скорбящих” и, после “прощаний” торжественно сжигается. Затем участники праздника собираются на капище, выстроившись в ряд. Начинается второй зачин. Жрец собирает общую требу (хлеб, блины, зерно, горох, пироги) в подол облачения, а затем, выбрав самый большой коровай, проходит вдоль рядов. Каждый должен дотронуться правой рукой до коровая, загадав желание. Перед сожжением на костре треба освящается жрецом. Жрец открывает зачин: Влике Всебожье пославимо, Якоже пращуре наше молихом, Трижь воспоемо славу велику, Роду словенеску, отцем а дедом, Кие ве Сварзе бо суте. Славу Дажьбу воспоемо, Внуци Дажьбове, любимичи божески, Бозиско орала вои, Яко деснице держаще ко Суне, Трижь воспоемо славу Сварожичем, Бози пославимо, сурьи выпиймо, Яко ве Сварзе бози бо суте, Пиют за щасте божеских внуцей. Слава! Всем подносится братина с сурьей “во славу предков”. Затем жрец читает прославление Дажьбога. Во время обряда обавники собирают обереги для освещения “на любовь”. Жрец поворачивается к собравшимся и подбрасывает “в гору” три блина поочерёдно на три стороны. Кто поймает, тому в ближайшие три месяца улыбнётся счастье. После раздачи освещённых оберегов жрец читает последнее славление: Се бо ящете Первие — Триглаву поклонящете! — Се яхом, А тому вликоу славу пьящехом, А Сварга — дида божия хвалихом, Яко ждете ны е Се роду божьску нащельнико А всенску Роду — студиц вещен, Яко вотеце во лете од крыне сва А в зиме николе же не взмерзе. А тоя воде живенце пьюще. Живихомсия, доконе не прейдехом, Якожде све ко нему убендехом До луце гоех райстиех. А богу Перуневи-громоверзецу, А богу пре а борениа — Орцеxом: “Живинта явленои, А не преставате вращате колие! А кыи ны венде стезеоу правоу До брани а до тризне влика!” О всиа павшиа, Якове же идоут бое, живенте вещне По пълку Перуныю! А богу Велесиу славу рцехом, Се бо ста бог Нави а Яви, А тому поема песынема, Яко свет есе. А чрез оне видяхом свет. Зрящете — а Яви быте! А ты нас о Нави убрежешет — А тому хвалу поемо! Поехом плясащетему, Взывахом Богу нашему, Якожде ты — земе суне нашю А звездиа дрезац, А свет криепце. Слава Богам! Слава! Слава Предкам! Слава! Слава Победе! Слава! Гой! Клич подхватывают все собравшиеся, вытянув десницу в приветствии Солнцу. Старейшина обходит ряды, наливая каждому братину сурьи: — Слава Богам! — Слава Богам! После принесения требы обавники закрывают обряд. Вокруг украшенной лентами берёзки девушки начинают водить хоровод. Парни же стараются прорваться по одному через хоровод и вырвать деревце. После того, как дерево вырывают, его бросают в реку. Затем волхв зажигает Бессмертный Огонь трением дерева об дерево и передаёт горящую головню одной из девушек. Та зажигает от этой головни огромный костёр-купалец. Вокруг костра посолонь закручивают хоровод и, когда костёр разгорится, начинают петь хороводные подстрочные песни (запевала поёт строку, затем её повторяют остальные). На рассвете праздник заканчивается. После волшебной ночи люди идут встречать восходящее Солнце. Тысячелетия не прекращается на Славянской земле празднование Купалы — дня летнего Солнцеворота. Не прерывается свещенный Обычай. Пока жив Обычай — жив и народ.

Лада: 14 липня день Стрибога — бога ветров. В этот день приносят требу ветру — разбрасывают на все четыре стороны вокруг дома куски хлеба. Затем с высокого места сыпят на ветер муку или пепел от костей жертвенного петуха. В этот день особенно запрещается “бросать слова на ветер”, хотя и в остальные дни это тоже не приветствуется.

Лада: 21 липня (20.07), на 27 день после Купальского праздника отмечается воинский праздник — Перунов День. К празднику готовятся восемь дней. Все мужчины, присутствующие на зачине, обязаны иметь при себе оружие (нож, топор, а если есть разрешение, то что-нибудь более подходящее). После славлений Перуну воины приступают к освещению оружия: на щиты, положенные перед капищем, кладут мечи, топоры, колья, ножи, булавы и другое холодное оружие. О, могучий Перун, Бог Славянских племён! Ты десницей своей Отрясаешь нам сон. Вновь сразившись со змеем В поднебесье крутом — Возвращаешь нам память О роде своём! В этот день проходят особо торжественные посвещения в воины. Для начала жрец отправляет их в Навь, совершая над воинами особый обряд вхождения в мир мёртвых. Испытуемых как бы убивают, затем кладут на землю навзничь, с закрытыми глазами. С этого времени с ними никто не должен разговаривать, кроме жрецов, проводящих обряд. Затем они должны подвергнутся четырём испытаниям. Жрец по одному поднимает испытуемого и подводит к “огненной реке” — площадке раскалённых угольев шириною в 5-6 шагов. Необходимо её преодолеть не очень быстрым шагом, чтобы попасть на другую сторону. Нужно погрузить себя в особое состояние отрешённости на время этого испытания, чтобы не обжечься. Если бояться, медленно или очень быстро идти, то первое испытание окажется последним. Второе испытание заключается в том, что испытуемый должен с завязанными глазами дойти до дуба или родового столба за три попытки. Лёгкое на первый взгляд испытание оказывается не менее трудным. Необходимо запомнить путь к дубу, затем пройти эти 30-40 шагов “по памяти”, определяя по слуху (пение птиц) и осязанию (ветер) верное направление. Испытание третье — найти среди нескольких предметов самый нужный, отгадать загадки (за три попытки). Тех, кто не проходит третье испытание, закапывают в землю, закидывая дёрном, где он и лежит до тех пор, пока его не выручит другой испытуемый, отдав одну или две из своих попыток. Это испытание на взаимовыручку. И, наконец, испытание четвёртое — на хитрость и ловкость. На испытуемого начинается настоящая охота. Он должен за определённый промежуток времени уйти от погони, спрятаться в лесу или высокой траве, а затем пробраться через цепь сторожей к свещенной яблоне (или дубу), коснувшись рукой листьев. Только после всех испытаний он может считаться настоящим воином. Затем жрецы “возвращают к жизни” испытуемых, для продолжения тризны. После тризны совершается страва, на которой поминают всех павших Славянских воинов. Обрядовая еда: говядина, дичь, курятина, каши. Из напитков: мёд, красное вино, пиво, квас. После стравы до позднего вечера продолжаются игрища. Игрища начинают со взятия “городка”. В этот день отдают предпочтение воинским утехам, но не забывают и о делах любовных. Волхвы советуют провести ночь после праздника с женщиной. Плох тот воин, который одерживает победы только над врагом. В требу приносится: железо (оружие, подковы), ключевая вода, говядина, квас, яйца, каша, пироги, баранина, жир, сало, борщ, орехи, молоко, дичь, мёд, венки, зерно, золото, курятина. Внимание! В требу принимается только приготовленное, выращенное или сделанное собственными руками. Возможна треба деньгами или оружием. Обрядовая страва: говядина, оленина, дичь, курятина, каша, мёд, квас, пирог, хлеб из новой ржи, баранина, свинина.

Лада: 27 липня (26.07) праздник Чура, бога оберегания, охраны собственности, покровителя границ, домашнего очага. В этот день Чуру приносится треба молоком. У межевого камня выкапывается яма и туда выливается молоко. В праздник Чура нельзя работать вдали от дома. Хозяин должен обязательно находиться у себя во дворе, тем самым почитая Чура.

Лада: 3 серпня (01.08) отмечается Спас. В этот день освещают мёд. Это первый праздник предстоящего сбора урожая. Вечером проходят праздничные гулянья. С этого дня начинают готовиться к наступлению осени.

Лада: К 9-му серпня (07.08) на большей части Славии заканчивается жатва, отсюда и название праздника — Спожинки (дожинки, обжимки). Последний сноп (“пожинальник”) жнут молча, чтобы не беспокоить дух поля, который переселяется в него. По старинному обычаю на сжатом поле оставляют небольшую часть не срезанных колосьев, связывая их лентой, — завивают “перепелицу” (“бороду Велесу”). Вокруг “бороды” тщательно выпалывают траву, а внутрь кладут требу: хлеб с солью.

Лада: 20 серпня (18.08) праздник “Хорояр” — день почитания двух братьев, Хорса и Ярилы, покровителей коней. Они же Таусень и Усень, а у литовцев Тенис и Усиньш, у индусов Pratyusa и Usa. В Велесовой Книге (II 4г) есть упоминание “его жь рещемо Перун, Дажбо, Хор а Яр, и ины имены”, то есть “его (свет) же мы называем Перун, Дажьбог, Хор и Яр, и иными именами”.

Лада: 3 вересня (31.08) проходят постриги. Когда мальчику исполняется 3 года, ему постригают волосы в знак перехода на новую ступень жизни. Пострижённому дают взрослое славянское имя и впервые сажают на коня. Выстриженные волосы собираются в наузы и передают матери. После обряда все шли пировать. Во время пира над головой пострижённого разламывали именинный коровай с пожеланием счастья и богатства. Следующие постриги проводятся в 7 лет.

Лада: Праздник Рода и Рожаниц, посвещённый убранному урожаю и связанному с этим семейному благополучию, приходится на 11 вересня (08.09). На зачине произносят славления Роду, Ладе и Леле, освещают хлебы каждой семье. После зачина начинается обряд “похороны мух”. Пойманную муху (таракана, комара, осу) кладут в домовину из моркови, торжественно относят на пустырь и зарывают в могилу, чем обозначают оцепенение насекомых на время наступающей зимы. После “похорон” — обрядовая охота на “лосих”. Две девушки, ряженные лосихами (оленихами), показываются на короткое время из леса и убегают. Вдогонку пускаются парни-охотники, стремясь их изловить. Одну пойманную “лосиху” сразу же отпускают, а вторую ведут к капищу, где затем также отпускают, предварительно поругав за то, что заставила молодцев долго бегать. Праздник заканчивается рожаничным пиром (обрядовая еда: творог, яйца, сыр, оленина или говядина, овсяная каша, мёд, пиво, ягодное вино) и игрищами. На пиру чаша пускается по кругу посолонь. Каждый произносит славления. Игрища начинаются с хоровода, который водят около самой старшей из женщин. Женщина держит в руках хлеб (желательно овсяный). По окончании хоровода хлеб делят и раздают для лечения людей и домашних животных. После праздника Рода и Рожаниц наступает бабье лето.

Лада: 17 вересня (14.09) закрывается Сварга. Землю покидает богиня Жива. Духи Предков с этого дня не опускаются на землю. Птицы улетают в тёплые края. Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.

Лада: 27 вересня (24.09), с наступлением осеннего равноденствия, славяне празднуют великий праздник — Радогощь. Солнце-муж Дажьбог становится мудрым Солнцем-стариком Световитом. Уже не так высок Световид (Дед-Всевед), не греют его лучи, но многое он повидал на белом свете, оттого и особый почёт “старику”. Ещё немного и уйдёт он навсегда за тридевять земель, чтобы возродиться вновь. Итак, собран урожай, осеннее Солнце-Световит уже не припекает, деревья готовятся к зимнему сну, сбрасывая с себя прекрасные наряды. К этому дню печется огромный медовый пирог (в старину пирог был в рост человека), за который после зачина прячется жрец и спрашивает: “Видите ли вы меня?” Если собравшиеся отвечают утвердительно, то жрец произносит пожелание на следующий год собрать обильный урожай и испечь больший пирог. После зачина, на котором обязательны гадания на следующий год и ворожение над чашей со свещенным вином, начинается пир горой (еда на столе ставится горкой, которая к окончанию пира сильно уменьшается). В этот день разыгрывается сказка о витязе и подземном царстве, которая должна напомнить об угасающем солнце и наступающей зиме. Перед наступлением темноты разжигают небольшой Огонь и прыгают через него, очищаясь. Жрецы ходят босыми ногами по раскаленным углям. Необходимо остерегаться ходить по углям без подготовки во избежание ожогов. Жрецы избавляются от ожогов, вводя себя в особое состояние равномерными ударами в кудесы. Праздник заканчивается игрищами.

Лада: 4 жёлтня (01.10) земля засыпает на зиму, одеваясь в белое покрывало. Начинается зазимье. Срок начала осенне-зимних работ. С этого дня заканчиваются осенние игрища, но начинаются свадьбы. По наступлению зазимья леший начинает подыскивать себе зимовье.

Лада: В суботу, близкую к 24 жёлтня (21.10) почитают Предков. День поминок своих родных, “Дедов” — Духов Предков, улетевших в Ирий. Подаётся поминальная еда, которая должна быть горячей. Для того, чтобы Духи могли вдыхать поднимающийся пар от пищи, приготовленной в их честь. Кроме того, на столе кладут больше ложек — для Предков. Каждого умершего предка называют по имени.

Лада: МОКОШЬ В ближайшую к 1-му листопада (28.10) пятницу славяне отмечают праздник Мокоши. Природа застыла в ожидании прихода зимы. Женщины готовятся к предстоящим работам зимними вечерами. Поэтому обавница начинает зачин приветствием: Хозяйка, открывай двери! Стоят гости на твоем дворе. Открывай двери все тесовые, Стели дорожки новые. Пришли к тебе гости светлые, До тебя пришла Мокошь-матушка. Дарует тебе как матушка, В избенку идет закутную, Открывает ларцы малёванные, В один кладет ткань тонкопрядную, В другой кладет белое полотно, В третий кладет доброе сукно. Жрица в венке и с рогом в руке собирает в требу хлеб, вино и мёд. В жертву приносится курица. После зачина обязательны гадания на предстоящую зиму. Для пира женщины варят кашу из пшена с молоком и мёдом, а также жарят курицу. Обряды начинают в личинах, которые впервые надевают после летнего перерыва. Этот праздник ныне известен на западных окраинах Европы и в Новом Свете как хэллоуин (духов день, день всех святых). С наступлением темноты начинается буйство духов, — силы тьмы радуются наступлению зимы. Чтобы отпугнуть злых духов и не дать им помешать празднику, люди надевают страшные личины. Ещё одна особенность праздника: водят двух кольцевой хоровод. Одно кольцо (большее), закручивается посолонь — на жизнь, а другое закручивается противосолонь — на смерть. Означает приближающуюся зиму. С этого дня начинаются большие зимние домашние работы: прядение, ткачество, шитьё, вышивание.

Лада: СВАРОЖКИ С 1-го по 7-е листопада (с 28.10 по 03.11) праздники Деда Богов Сварога, покровителя брака и кузнечного дела, отковавшего людям первый плуг. В эти дни Небесный Кузнец пробует сковать землю льдом. В жертву приносится петух. В требу приносится пиво. Хозяева угощают гостей пивом.

Лада: ДЫЙ 12 листопада (08.11) именины Сварога. Почитается древнейшее имя Сварога — Дый. Ещё до того, как Сварог сковал плуг, он помогал нашим пращурам добывать себе пищу на охоте. Охотники, осветив оружие, отправляются на зимнюю охоту. Мясо первой убитой дичи идёт в требу Сварогу и Чуру. С этого дня Зима начинает сковывать землю морозами.

Лада: МАРЕНА 25 листопада (21.11) — день Богини Смерти Марены. Устанавливается премерзкая погода: моросит дождь, идёт мокрый снег, дует холодный ветер, слякоть. На зачине не произносят никаких славлений. Обавница провозглашает: “А ни Мара, ни морока не смиемо славити”. После этого люди, чтобы показать, что не боятся Марены, идут на болото, где тушат горящие головни в болотной елани (не замёрзшей трясине). Обрядовая пища: кисель, оладьи, морковь, репа.

Лада: А вот какой обряд проводят в острогожской общине ССО СРВ: В этот день славления не произносятся. "А ни Мары ни Морока не смиемо славити". На обряд никто не приглашается. Тем, кому требуется участие в обряде, приходят сами, точно зная, с чем пришли; на обряде стоят и каждый общается с Тёмной Матерью сам. С собой приносить старую ношеную нестиранную одежду, пред тем наговорив на неё то, что должно уйти в Навь и чёрную нить, на которую навязываются наузы с наговорами на каждый того, от чего хотите избавиться (болести, горести). По-моему очень логично... хочу попробовать. Треба для обряда: сырое мясо, кисель, оладьи, морковь, репа, чёрная редька.

Лада: 9 грудня (05.12) праздник Мороза, Бога зимы, снега и холода. Мороз покровитель всех зимних занятий, которые проходят вне дома. Так как он сын Велеса и Марены, то этот день часто отмечен оттепелями. Кроме того, проводят торги. Вечером того же дня устраивают пиры, на которых проходят замирения рассорившихся. Праздничная страва: брага, пиво, пироги.

Лада: КОРОЧУН 24 грудня (20.12) самая длинная ночь в году. Торжество Чернобога и Марены. Зачин проводят жрецы Чернобога.

Лада: КОЛЯДА 25 грудня (21.12) рождается солнце-младенец Хорс (Хорс означает круглый, от “хоро” — круг, отсюда русское хорошо — “солнечно”, хоровод). 26 грудня (23.12), когда день “на воробьиный скок” прибыл и начинает разгораться зимнее солнце, славяне отмечают Коляду. Коляда это название праздника рождения Хорса, дабы не упоминать имя божества всуе. Так называемое замещающее имя. Однако, Хорс это такое же замещающее имя, только более древнее. Он же Божич. Коляда тоже означает круглый (в древности произносилось как “КолёНда”, с носовым Н), от “колo” — круг, отсюда “кола” — повозка, колесо, колач, колобок. Перед празднеством кудесник воет волком (вещий вой), прогоняя злых духов (перед рождением Хорса была самая длинная ночь в году, торжество Чернобога), так как именно волки вывозят маленького Божича на небо после длинной ночи. По окончании зачина всем подносится братина с мёдом. Ряженье на Коляду связано с защитой людей, прославляющих рождение нового солнца от гнева тёмных сил. Колядовщики, или окрутники, надев личину, остаются “неузнанными” нечистой силой. Кроме того, удары в кудесы (бубен), звон колокольчиков на одежде скоморохов, громкие песни и смех, должны служить дополнительной защитой от нечисти. Обрядовая игра — жмурки (“слепой козёл”). Кроме того, на святках принято загадывать загадки вроде “красный петушок по жердочке бежит” и девушкам петь подблюдные песни во время домашних гаданий. Обязательно нужно вкатить горящее колесо в гору со словами: “В гору катись, с весной воротись”. Колесо означает разгорающееся солнце, поднимающееся всё выше над небосклоном.



полная версия страницы